Сюжет

Новаторский способ подачи сюжета Half-Life оказал существенное влияние на дальнейшее развитие жанра шутеров от первого лица. Впервые история игры рассказывается без помощи видеовставок, разрывов во времени и подобных им приёмов. Развитие сюжета происходит при помощи скриптовых сцен, функционирующих непосредственно внутри игрового действия. Игровой процесс и подача сюжета при таком подходе образуют единое целое. Игра не разделена на уровни или миссии; деления игрового мира на карты вызвано техническими ограничениями. За всеми событиями игрок наблюдает из глаз главного героя — Гордона Фримена. Выслушивая очередной монолог, или же наблюдая за важным сюжетным событием, игрок не утрачивает контроль над протагонистом (за исключением нескольких скриптовых сцен). В то же время самого персонажа нельзя увидеть со стороны или услышать его голос. Все эти приёмы способствуют погружению игрока в игровую реальность, создавая ощущение присутствия внутри истории.

Большое влияние на сюжетную линию и подавляющую эмоциональную атмосферу Half-life оказал сериал «Внешние Пределы», особенно эпизод Пограничная область. Концепция игры родилась под впечатлением от повести Стивена Кинга «Туман» и сериала «Секретные материалы». Оригинальная история Half-Life была написана писателем-фантастом Марком Лэйдлоу, известным по книгам Dad’s Nuke и The 37th Mandala.

Вступление

Действие игры происходит в недрах горы Чёрная Меза , расположенной в американском штате Нью-Мексико. Именно там по сюжету находится федеральный исследовательский центр, ставший местом проведения сверхсекретных исследований. Действующий персонаж игры — молодой талантливый научный сотрудник Гордон Фримен, работающий в лаборатории аномальных материалов. Обладая низким уровнем допуска, учёный не подозревает о том, какие опасности таит в себе предстоящая работа. Однажды утром Гордона направляют в тестовую камеру для проведения стандартного анализа кристалла. Последствия эксперимента, однако, оказываются катастрофическими.

Сразу после катастрофы через пробитый пространственный барьер в исследовательский центр попадают существа другой цивилизации из параллельного измерения, называемого «Ксен (Xen)». Начинается паника. Фауна параллельного мира ведёт себя крайне враждебно к учёным из Чёрной Мезы, практически весь персонал истреблен. Вышедший из-под контроля эксперимент пытаются остановить военные. Для локализации и устранения угрозы в Чёрную Мезу напрявляются военные подразделения, которые параллельно зачищают территорию комплекса от выживших свидетелей. Гордон, оказавшись облаченным в защитный костюм, пытается спастись и выбраться из исследовательского комплекса.

Главы

Каскадный резонанс, в который попадает Гордон Фримен.

Каскадный резонанс, в который попадает Гордон Фримен.

  1. Black Mesa Inbound (Прибытие в Чёрную Мезу) — «Доброе утро, и добро пожаловать в Транзитную систему Чёрной Мезы. Сейчас 08:47 утра, постоянная температура в комплексе 68°F…». (68 °F = 20 °C) Гордон Фримен прибывает в Чёрную Мезу для работы в лабораториях аномальных материалов. Вся глава состоит из поездки Фримена на монорельсовом поезде, в течение которой он может составить впечатление об общем облике и масштабах исследовательского центра.
  2. Anomalous Materials (Аномальные материалы) — Фримен получает защитный костюм H.E.V. — облачение, необходимое для работы в опасных условиях и направляется в тестовую камеру для участия в важном эксперименте. В ходе опыта Гордон, следуя инструкциям, помещает образец аномального материала в антимасс-спектрометр, после чего в камере происходит неконтролируемое явление, названное учёными каскадным резонансом.
  3. Unforeseen Consequences (Непредвиденные последствия) — Фримен оказался в числе выживших после ужасной катастрофы, исказившей до неузнаваемости облик исследовательского центра. В Чёрную Мезу начали телепортироваться иноземные существа, ведущие себя крайне агрессивно. В такой ситуации один из учёных (названный в Half-Life 2 Илаем Вэнсом) просит Гордона выбраться на поверхность и вызвать помощь.
  4. Office Complex (Офисный комплекс) — Отбиваясь от пришельцев, Гордон Фримен пытается добраться до поверхности, привлекая на свою сторону чудом выживших учёных и охранников.
  5. «We’ve Got Hostiles» («Мы встретили неприятеля») — Довольно быстро Фримен выясняет, что «помощь» уже здесь — правительство выслало военные силы, которым дано задание — уничтожить все следы эксперимента и всех его свидетелей. Включая, естественно, и самого Фримена. Единственный путь к спасению, по словам одного из выживших учёных — комплекс «Лямбда», куда Гордон теперь намеревается попасть. Гордон выбирается на поверхность, но высадка десанта вынуждает его искать другой путь.
  6. Blast Pit (Реактивная шахта) — Путь через шахту для испытаний реактивного двигателя преграждает гигантское существо с тремя щупальцами-тентаклями. Для достижения цели, Фримену приходится восстановить подачу топлива к двигателю и выжечь эту внеземную форму жизни.
  7. Power Up (Энергия) — Дальнейший путь к комплексу «Лямбда» лежит через железную дорогу, но генератор питания отключен. Фримену предстоит обеспечить подачу энергии к рельсам, между делом уничтожив огромную иноземную тварь — Гаргантюа. Гордон заманивает существо к исправному генератору, где оно и погибает от разряда.
  8. On the Rail (Рельсовый путь) — Продвижение Фримена по железной дороге осложняется постоянными атаками военных. Один из уцелевших охранников сообщает Гордону, что команде «Лямбда» для наведения порядка в Чёрной Мезе необходим спутник на орбите. Гордон, следуя новой цели, добирается до ракетного комплекса и запускает космический аппарат.
  9. Apprehension (Мрачные предчувствия) (другое значение слова apprehension — «поимка») — Перед тем, как Фримен продолжит путь, ему предстоит убить опасного водного пришельца — Ихтиозавра. В конце главы Гордон впервые сталкивается с таинственными наёмницами чёрных оперативников. А сразу после этого военным удается загнать его в тупик. Приняв твёрдое решение избавиться от Фримена без суда и следствия, они решают сбросить его в мусорный компактор.
  10. Residue Processing (Переработка отходов) — Фримену удаётся выбраться из мусоросборника. Выход из комплекса переработки отходов заблокирован барнаклами, а оружия у Фримена нет. Фримену приходится пройти путём, который проходят перерабатываемые отходы.
  11. Questionable Ethics (Сомнительная этика) — Фримен пробирается через секретные лаборатории, где изучались существа из параллельного мира Зен. Спасая несколько учёных, оказавшихся блокированными в комплексе, Гордон продолжает путь и выбирается на поверхность.
  12. Surface Tension (Поверхностное натяжение) — На поверхности дела обстоят ничуть не лучше, чем под землёй. Фримен уничтожает несколько военных машин и вертолёт, пробирается через полностью заминированное здание, и, воспользовавшись системой наведения, вызывает несколько мощнейших авиаударов, чтобы убить Гаргантюа и вскрыть заваленный вход в секретный комплекс «Лямбда».
  13. «Forget about Freeman!» («Забудьте о Фримене!») — Военные начинают эвакуацию, осознав, что бороться с пришельцами бессмысленно. Чёрная Меза подвергается бомбардировке. В общей неразберихе Фримен пробивает себе путь к комплексу «Лямбда».
  14. Lambda Core (Ядро Лямбды) — Оказавшись в комплексе, Фримен включает ядерный реактор, что делает возможным открытие портала прямо в Зен. Как объясняют учёные, сила какого-то могущественного существа на другой стороне не позволяет избавиться от последствий каскадного резонанса. Гордон должен найти и уничтожить это существо.
  15. Xen (Зен) — Фримен попадает в загадочный и невероятный мир пришельцев, состоящий из парящих над бездной скал-островов. Отбиваясь от немногочисленных представителей местной фауны, Гордон находит телепорт, позволяющий двигаться дальше.
  16. Gonarch’s Lair (Логово Гонарча) — Продвижение Фримена блокировано огромной паукообразной тварью, извергающей десятки маленьких детёнышей. Лишь продолжительная битва позволяет Гордону уничтожить смертельно опасного врага.
  17. Interloper (Незваный гость) — По мере продвижения Фримену начинают противостоять разумные существа Зена. Пробираясь среди технологий пришельцев, Гордон обнаруживает, что основное население мира, Вортигонты, не враждебны до тех пор, пока рядом не появятся Хозяева Зена. В завершение Фримен оказывается на огромной фабрике, где его ждёт последний телепорт.
  18. Nihilanth (Нихилант) — Фримен добирается до того самого существа, которое мешает закрыться пространственному разлому. Отбиваясь от нападающих Хозяев Зена и Вортигонтов, Гордон уничтожает Нихиланта. После этого гибель самого Фримена в обрушивающейся комнате, казалось бы, неминуема, но его непостижимым образом спасает загадочный человек с кейсом.

Концовка

G-Man предлагает Гордону Фримену работать на него.

G-Man предлагает Гордону Фримену работать на него.

В конце игры Фримен оказывается в таком же вагончике, в котором он совершал поездку по территории исследовательского центра во вступительной части игры. Вагончик словно несётся сквозь пространство и время, а перед Фрименом стоит G-Man. Человек с кейсом, впечатлённый действиями Гордона, предлагает ему работу. Шагнув в телепорт за открывшейся дверью вагончика, Фримен принимает предложение о работе, и G-Man помещает учёного в стазис, где тот ожидает своего возвращения во второй части игры. В противном же случае, безоружный Гордон телепортируется в неизвестное место Зена, оказавшись окружённым бесчисленным количеством чудовищ из чужого мира. Любой осуществлённый выбор приводит к логическому завершению Half-Life.

Любопытно, что в файле, содержащем титры, появляющиеся на экране игры, концовка, в которой Фримен принимает предложение, носит название TRAITOR (предатель), а та, в которой Гордон отказывается — LOSER (проигравший или неудачник).

Сюжет продолжения, игры Half-Life 2, предполагает, что Гордон принял предложение G-Man’а.

* Есть ещё одна концовка — в определённых локациях учёные и охранники важны для прохождения игры(без их помощи невозможно открыть некоторые двери), и если убить такого персонажа, то на экране появляется буквально следующее — «Объект: Фримен, Статус: оценка способностей прекращена. Посмертное заключение: объект не смог эффективно использовать человеческие ресурсы для достижения цели»

Вверх | 23.02.2009 | Комментарии закрыты